Необычный спектакль под открытым небом
В караван-сарае «Торткуль» в Таразе состоялась премьера спектакля «Козы Корпеш и Баян Сулу», представленного Жамбылским областным казахским театром драмы имени Аскара Токпанова по одноименной пьесе классика казахской литературы Габита Мусрепова.
«Знамя труда» Жамбылская областная газета
Автор Ергали НУРГАЛИЕВ
В караван-сарае «Торткуль» в Таразе состоялась премьера спектакля «Козы Корпеш и Баян Сулу», представленного Жамбылским областным казахским театром драмы имени Аскара Токпанова по одноименной пьесе классика казахской литературы Габита Мусрепова.
Историю любви Козы Корпеша и Баян Сулу, которым не суждено было быть вместе, из уст в уста передавали наши предки.
Лучшие друзья Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых обручили еще до появления на свет. Однако судьба сложилась иначе — Сарыбай погибает во время охоты, так и не дождавшись рождения сына Козы. Спустя годы уже подросшие дети двух друзей Козы Корпеш и Баян Сулу влюбляются друг в друга. Однако отец девушки меняет планы и решает выдать ее замуж за палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными и убивает Козы. Опечаленная гибелью любимого, Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, только если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар соглашается, начинает копать яму, при этом держась за длинные косы Баян. Когда яма показалась ей достаточно глубокой, девушка отрезает косы, чтобы Кодар упал на дно. А затем на могиле возлюбленного Козы Корпеша она убивает себя кинжалом.
Режиссером-постановщиком действа стал лауреат Международной театральной премии имени Чингиза Айтматова, один из лучших жамбылских режиссеров Куандык Касымов. Художниками-постановщиками выступили заслуженный деятель культуры РК Калторе Жумагулов и декоратор член Союза художников РК Рахат Сапаралиева, а ассистентом режиссера стала отличник культуры РК Анар Сагымбекова.
Существует множество версий этой красивой легенды о любви казахских Ромео и Джульетты. Куандык Касымов отказался от длинного и затянутого сюжета. Баян Сулу (артистка Нурай Каражанова) в спектакле тоже погибает, но от рук Кодара (его играет Жандар Кырыкбаев), который наносит случайный удар кинжалом. А подтолкнул Кодара к этому Жантык, практически чуть ли не центральный персонаж этой примечательной пьесы. Жантык (артист Мамбет Кожалиев) — кто-то вроде шута и шамана одновременно, и в то же время он некий голос совести, терзающий душу Карабая, не сдержавшего обещания поженить Козы и Баян. В дорожной сумке Жантыка куклы, фигурки животных, изображающие несметные стада богатого и жадного Карабая. Жантык постоянно разыгрывает перед зрителями свой спектакль, одновременно словно напоминая Карабаю о его клятве дружбы и о двух влюбленных.
Диалоги действа короткие, в основном с жестами, объясняющими многие вещи. В спектакле артистом Ержаном Жармухамедовым хорошо показаны самоотверженность и нежность любви Козы Корпеша, который вступает в неравный бой с Кодаром. В Кодаре же, тоже влюбленном в Баян, борются со светлым чувством его высокомерие, жажда власти. Убедительной оказалась и роль Карабая, которого сыграл Руслан Оразалиев.
Стоит отметить, что премьера спектакля отличалась от обычных театральных постановок, ведь карантин не позволял собрать большую аудиторию. Крайне удачным стал выбор места для премьеры — древний караван-сарай «Торткуль». Развернувшееся на летней сцене под открытым вечерним небом действо очаровало немногочисленных зрителей. Сама луна и звезды, сиявшие над подмостками в этот вечер, казалось, подыгрывали актерам, особенно влюбленной паре. А прохладный ветер напоминал о той древней тенгрианской степи, эпохе сакских воинов и кочевников, временах поклонения наших предков силам природы.
— Это спектакль в защиту чувства честной, чистой и вечной любви, ставшей своеобразным символом верности, — сказал режиссер-постановщик пьесы Куандык Касымов. — Постановка специально продумана для молодой аудитории, длится она всего час, в ней мало диалогов, зато есть много ритмики, пластики, движений, народных старинных песен и традиций. Лиричная и романтичная история любви, обернувшаяся трагедией, призвана научить нашу молодежь беречь свои чувства, взывает к человечности и искренности, лучшим душевным качествам каждого зрителя.
Лариса ГУБАШЕВА,
Юрий КИМ
В караван-сарае «Торткуль» в Таразе состоялась премьера спектакля «Козы Корпеш и Баян Сулу», представленного Жамбылским областным казахским театром драмы имени Аскара Токпанова по одноименной пьесе классика казахской литературы Габита Мусрепова. «Знамя труда» Жамбылская областная газета Автор Ергали НУРГАЛИЕВ В караван-сарае «Торткуль» в Таразе состоялась премьера спектакля «Козы Корпеш и Баян Сулу», представленного Жамбылским областным казахским театром драмы имени Аскара Токпанова по одноименной пьесе классика казахской литературы Габита Мусрепова. Историю любви Козы Корпеша и Баян Сулу, которым не суждено было быть вместе, из уст в уста передавали наши предки. Лучшие друзья Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых обручили еще до появления на свет. Однако судьба сложилась иначе — Сарыбай погибает во время охоты, так и не дождавшись рождения сына Козы. Спустя годы уже подросшие дети двух друзей Козы Корпеш и Баян Сулу влюбляются друг в друга. Однако отец девушки меняет планы и решает выдать ее замуж за палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными и убивает Козы. Опечаленная гибелью любимого, Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, только если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар соглашается, начинает копать яму, при этом держась за длинные косы Баян. Когда яма показалась ей достаточно глубокой, девушка отрезает косы, чтобы Кодар упал на дно. А затем на могиле возлюбленного Козы Корпеша она убивает себя кинжалом. Режиссером-постановщиком действа стал лауреат Международной театральной премии имени Чингиза Айтматова, один из лучших жамбылских режиссеров Куандык Касымов. Художниками-постановщиками выступили заслуженный деятель культуры РК Калторе Жумагулов и декоратор член Союза художников РК Рахат Сапаралиева, а ассистентом режиссера стала отличник культуры РК Анар Сагымбекова. Существует множество версий этой красивой легенды о любви казахских Ромео и Джульетты. Куандык Касымов отказался от длинного и затянутого сюжета. Баян Сулу (артистка Нурай Каражанова) в спектакле тоже погибает, но от рук Кодара (его играет Жандар Кырыкбаев), который наносит случайный удар кинжалом. А подтолкнул Кодара к этому Жантык, практически чуть ли не центральный персонаж этой примечательной пьесы. Жантык (артист Мамбет Кожалиев) — кто-то вроде шута и шамана одновременно, и в то же время он некий голос совести, терзающий душу Карабая, не сдержавшего обещания поженить Козы и Баян. В дорожной сумке Жантыка куклы, фигурки животных, изображающие несметные стада богатого и жадного Карабая. Жантык постоянно разыгрывает перед зрителями свой спектакль, одновременно словно напоминая Карабаю о его клятве дружбы и о двух влюбленных. Диалоги действа короткие, в основном с жестами, объясняющими многие вещи. В спектакле артистом Ержаном Жармухамедовым хорошо показаны самоотверженность и нежность любви Козы Корпеша, который вступает в неравный бой с Кодаром. В Кодаре же, тоже влюбленном в Баян, борются со светлым чувством его высокомерие, жажда власти. Убедительной оказалась и роль Карабая, которого сыграл Руслан Оразалиев. Стоит отметить, что премьера спектакля отличалась от обычных театральных постановок, ведь карантин не позволял собрать большую аудиторию. Крайне удачным стал выбор места для премьеры — древний караван-сарай «Торткуль». Развернувшееся на летней сцене под открытым вечерним небом действо очаровало немногочисленных зрителей. Сама луна и звезды, сиявшие над подмостками в этот вечер, казалось, подыгрывали актерам, особенно влюбленной паре. А прохладный ветер напоминал о той древней тенгрианской степи, эпохе сакских воинов и кочевников, временах поклонения наших предков силам природы. — Это спектакль в защиту чувства честной, чистой и вечной любви, ставшей своеобразным символом верности, — сказал режиссер-постановщик пьесы Куандык Касымов. — Постановка специально продумана для молодой аудитории, длится она всего час, в ней мало диалогов, зато есть много ритмики, пластики, движений, народных старинных песен и традиций. Лиричная и романтичная история любви, обернувшаяся трагедией, призвана научить нашу молодежь беречь свои чувства, взывает к человечности и искренности, лучшим душевным качествам каждого зрителя. Лариса ГУБАШЕВА, Юрий КИМ